Кто помогает людям с нарушением слуха и защищает их от мошенников

Ничего не слышать. В Москве, где проживают более миллиона людей с инвалидностью, порядка 6 тысяч человек знают, каково это. В пандемию они стали мишенью для мошенников — кто-то лишился сбережений, а некоторые остались на улице. Чем может помочь город слабослышащим и глухим москвичам, как они могут узнать последние новости, получить образование и найти работу?

Ничего не слышать. В Москве, где проживают более миллиона людей с инвалидностью, порядка 6 тысяч человек знают, каково это. В пандемию они стали мишенью для мошенников — кто-то лишился сбережений, а некоторые остались на улице. Чем может помочь город слабослышащим и глухим москвичам, как они могут узнать последние новости, получить образование и найти работу?

Оглушительный «успех»

В диспетчерский центр общественной организации «Объединения переводчиков жестового языка» ежедневно поступает по 50 заявок от слабослышащих и глухих москвичей. Работать сурдопереводчикам приходится почти круглосуточно. Случилось ДТП или необходима «скорая», социальное такси — для глухих горожан этот центр — служба экстренной помощи. Между тем глухие, как и обычные люди, ходят в больницы, банки, попадают в криминальные истории, женятся, разводятся. Но не везде они могут объясниться, чтобы их правильно поняли, да и сами не всегда могут прочесть слова по губам, особенно если говорящий в маске. Пользуясь языковой беспомощностью инвалидов, мошенники нередко представляются сурдопереводчиками, и вот что из этого выходит.

…Многодетный отец Иван Кузнецов уже несколько лет выплачивает кредит, который не оформлял. За него это сделала сурдопереводчица, которой инвалид доверял как себе: она сопровождала его в больницы, приглядывала за малышами, а однажды предложила помощь в оформлении маткапитала. Но вместо Пенсионного фонда, куда и положено обращаться за сертификатом, зачем-то отвела в банк. Иван был уверен, что ставит подпись под заявлением на получение неких субсидий, а оказалось, что под внушительной суммой кредита. Иван обратился за консультацией в ассоциацию сурдопереводчиков. Там про такую сурдопереводчицу слышали не раз. Мошеннице удалось обмануть порядка 20 человек. Истории у всех разные — кому-то мошенница помогала оформить документы, кому-то получить льготы. Финал один: теперь эти инвалиды злостные должники. Женщина оформила на них кредиты, а деньги забрала себе. Пока правоохранительные органы ищут дамочку, в ассоциации сурдопереводчиков всерьез опасаются, что на ее уловки могут попасться другие. Предупреждают: при заказе переводчика обращайте внимание на удостоверение, а чтобы в такую историю не попасть, лучше получить бесплатную помощь от квалифицированных специалистов ассоциации.

«Примерно 30 процентов всех обращений приходят в диспетчерский центр как раз от жертв мошенников, в заявках они просят помочь им в судебных разбирательствах. Во время пандемии количество таких обращений увеличилось в разы. Обманы чаще всего связаны с банковскими махинациями, были даже случаи, когда инвалидов обманывалисотрудники банков. Глухих и слабослышащих также вовлекают в финансовые пирамиды, вместо завещания на подпись подсовывают дарственную, при покупке квартир в документах на оформление ставят не их фамилию… Все это, конечно, «проворачивается» без переводчика. Не зная значения многих слов, инвалиды оказываются уязвимы», — рассказала Лилия Ионичевская, руководитель региональной общественной организации «Объединения переводчиков жестового языка»

Город слышит

Диспетчерская служба стала настоящим спасением в период пандемии, когда глухие люди оказались в информационном вакууме — информация так быстро менялась, что даже официальный сайт Коронавирус.рф едва поспевал обновляться. Многие глухие, которые возвращались из Европы, не понимали, что делать и куда обращаться. Везде предлагают телефон «горячей линии», но как глухому позвонить? Не у всех есть близкие, готовые прийти на помощь. Поэтому на портале ассоциации ежедневно обновлялись новости с сурдопереводом, именно здесь для глухих были доступны выступления президента и обращения мэра города. С конца марта была запущена еще и «горячая линия» по социальным и правовым вопросам mgovog2020, куда глухие и слабослышащие москвичи могли также обратиться с помощью WhatsApp, Telegram либо отправить видеовопрос. Как и на обычной «линии», там инвалидам помогали оформить цифровые пропуска, получить пособия на детей, по безработице, вызвать «скорую», врача на дом, оформить больничный. За 100 дней пандемии — с 26 марта по 5 июля — от москвичей поступило почти 1,5 тысячи письменных обращений и около 1,2 тысячи видео­обращений. Даже ночью приходило по 150 заявок. Сейчас сервис продолжает работать. «Заявки самые разные, например, кому-то нужно настроить телевизор, разобраться с техническими средствами реабилитации, научиться пользоваться телефоном с текстовым выходом», — рассказал Александр Бочков, член правления Московской городской организации Всероссийского общества глухих. По его словам, много обращений приходит с просьбами помочь в поиске работы. Инвалидам предлагают обратиться в специализированный центр «Моя карьера» по адресу: улица Сергия Радонежского, 1, стр. 1, где специалисты, владеющие русским жестовым языком, помогают составить резюме и найти работу, а при необходимости направят на адаптивные образовательные программы.

Покажи язык

Одно из самых распространенных мест работы слабослышащих и глухих москвичей — такси. Каждое утро 33-летний таксист Филипп Чмых выезжает на улицы Москвы. Дорога нелегкая: оживленное движение, утомительные пробки. Но помимо общих для всех водителей проблем, у парня есть и личная — он слабослышащий. «Слух потерял еще ребенком в два года, — рассказал он. — Учился в школе-интернате для глухих и слабослышащих № 22 на Малой Дмитровке, после окончил колледж № 21 на слесаря-автомеханика. Первое место работы — в «Ашане» сотрудником торгового зала, там я проработал больше 10 лет, но узнав, что берут в такси, решился изменить жизнь».

Требования к потенциальным водителям стандартны: стаж вождения не менее трех лет, прохождение обучающего видеокурса, который поможет быстрее разобраться с правилами сервиса. В Яндекс Go своя уникальная система взаимодействия клиента и водителя. В приложении пассажир предупреждается о том, что водитель имеет ограничение по слуху. Водитель может переписываться с пассажиром в чате, получая оповещения через фитнес-браслет.

«Меня спасает слуховой аппарат, но иногда, чтобы лучше понять пассажира, читаю по губам. Если пассажир в маске, прошу его говорить громче или написать свое пожелание в блокнот. Вот узнал, что есть специальное мобильное приложение, которое выводит на экран текст того, что говорит человек, собираюсь установить. Это же, по сути, переводчик в кармане», — говорит Филипп.

«Горячая линия» по социальным и правовым вопросам стала спасением

В работе таксистом, по его словам, нет ничего сложного, главное — чувствовать машину, а настроение могут испортить разве что пассажиры «под градусом». «Пока все проходило без приключений. Но в сложной ситуации я вызову полицейских, а если нападут раньше их приезда, — придется отбиваться», — шутит он.

Свободное время молодой человек проводит с семьей на даче. Если остается в городе, ходит в кино и развлекательные центры. Еще Филипп занимается гандболом. В его больших планах, которые позволяет строить достойная зарплата, — купить квартиру и построить новый дом на даче.

Справка «РГ»

Диспетчерская служба, в которую могут обратиться за помощью слабослышащие и глухие москвичи, работает бесплатно. Отправить сообщение и получить переводчика жестового языка можно по факсу: 8 (495) 640-87-67, электронной почте: mail@mgjhelp.ru или СМС:  8 (985) 600-82-72.